Весна идёт, тает последний снег, обнажая кучи накопившегося за зиму мусора, которым теперь, по правде говоря, города и посёлки Ивановской области у нас завалены не только по весне, но и во все остальные времена года…
Традиция наводить порядок накануне начала весенне-полевых работ возникла на Руси ещё в далёкой древности, потом церковь приурочила это к празднику Пасхи, а 100 лет тому назад произошло событие, которое придало этому ещё один, не только хозяйственно-бытовой, но и общественно-политический смысл.
* * * * *
12 апреля 1919 года, в самый разгар гражданской войны, голода и разрухи, в депо станции Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги состоялся первый коммунистический субботник.
Субботником его назвали (и название это закрепилось на всё последующее столетие), так как произошло данное событие в ночь на субботу 12 апреля.
Накануне вечером рабочие-коммунисты железнодорожного депо на собрании после окончания смены приняли решение вернуться в цех и продолжить работу.
15 человек (13 членов РКП(б) и двое сочувствующих, 14 мужчин и одна женщина) работали бесплатно без перерыва в течение десяти часов — до 6 утра 12 апреля и отремонтировали три паровоза. После окончания работы участники субботника собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, обсудили «текущий момент» и решили подобную ночную работу продолжать еженедельно — «до полной победы над Колчаком».
Спустя месяц — 10 мая 1919 года – здесь же, на Московско-Казанской железной дороге состоялся второй, уже массовый коммунистический субботник, в котором приняло участие 205 человек, и который стал поводом для статьи В.И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»)», вскоре опубликованной в печати.
Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода и войны субботники были названы им ростками нового, коммунистического отношения к труду.
* * * * *
Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению IX съезда РКП(б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике приняли участие В.И. Ленин и другие руководители страны.
Традиция проведения субботников сохранилась вплоть до распада Советского Союза, и проводились они не только по месту работы или учёбы, но часто и по месту жительства, в основном, по уборке и благоустройству придомовых территорий.
Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные ко дню рождения Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.
Надо признать, что уже в позднее советское время, начиная примерно с 60-х годов, субботники превратились зачастую в «добровольно-принудительные», и первоначальный, коммунистический смысл их был во многом утрачен…
* * * * *
Сейчас, в «новой» капиталистической России «субботники», в основном, выродились в уборку территории от мусора чиновниками, депутатами и членами «Единой России», с привлечением школьников, студентов и пенсионеров.
Причём чаще всего эти мероприятия происходят теперь в рабочее время, за которое чиновники получают зарплату. Изменился и смысл субботников – из добровольного бесплатного труда на благо всего общества они превратились в средство экономии бюджетных средств и денег коммерческих структур, обязанных заниматься уборкой мусора, а также в повод для пиара руководителей.
М. Сметанин