Меню Закрыть

БЕРИ ПРИМЕР С КОРЧАГИНА

photoКорчагин

К 85-летию выхода романа Николая Островского

«Сокровищница моральных ценностей большевизма» — так назвал эту книгу критик М.Колосов вскоре после её публикации на страницах «Молодой гвардии» в 1932 году. «Как закалялась сталь» — одно из самых культовых произведений 20-го века. Книга стала примером мужества, храбрости и самоотверженности для миллионов советских людей. Главная мысль, красной нитью проходящая через весь роман, — бескорыстная борьба лучших представителей человечества за жизнь без рабства и эксплуатации человека человеком. Но как появилось это произведение? Почему роман оказался незаслуженно забыт сегодня? И, наконец, чему мы можем поучиться у Павки Корчагина? Мы постараемся дать ответ в этой статье.

«Когда я принялся писать мою книгу, я думал написать её в форме воспоминаний, записей целого ряда фактов. Но встреча с товарищем Костровым, редактором «Молодой гвардии», изменила это намерение… Я работал исключительно с желанием дать нашей молодежи воспоминания, написанные в форме книги, которую я даже не называю, ни повестью, ни романом, а просто «Как закалялась сталь», — писал Островский в своём письме, посланном в редакцию вместе с рукописью.

Изначально автобиографическое произведение, «Как закалялась сталь» выросла за пределы описания жизни одной личности и стала книгой, посвященной всему поколению 20-30-х годов. Почему так получилось?

Биография самого Островского была достаточно типична (в положительном смысле этого слова) для того времени. Родился Николай Алексеевич в 1904 году, в рабочей семье. Зарабатывал на жизнь с малых лет, сменил множество работ, был кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегара на электростанции, помощником монтера. В 1919 году 15-летний Николай вступает в комсомол и уходит на гражданскую войну. В 1922 году он участвует в ударном строительстве по постройке железнодорожной ветки для подвоза дров, где тяжело заболел. Несмотря на выздоровление, с 27-го года Николай Островский оказывается прикован к постели: сказались ранение и тяжелые условия труда. Он не сдаётся. Писатель становится агитпропщиком, ведёт марксистские кружки, много читает. Это приводит к еще большему ухудшению здоровья, он почти полностью ослеп. Но даже это не сломило Николая Алексеевича: он начинает работу над своим единственным опубликованным при жизни произведением – «Как закалялась сталь».

Сначала пишет вслепую, затем надиктовывает текст. «…Физически потерял почти все, остались только непотухающая энергия молодости и страстное желание быть чем-нибудь полезным своей партии, своему классу». Так пишет Островский об этом периоде своей жизни в автобиографии. Успешная публикация романа дает Николаю Алексеевичу возможность удовлетворенно сказать: «Моя жизнь сейчас хороша, бросил тыл и опять на фронте».

Книга пользуется бешеной популярностью среди молодёжи. 1 октября 1935 года ЦИК СССР награждает Островского орденом Ленина. В это же время он начинает работу над ещё одним произведением – «Рождённые бурей», но успевает закончить лишь первый том. 22 декабря 1936 года писатель скончался.

Как видно из биографии, Николай Алексеевич прожил короткую, но яркую жизнь, полную событий. Он целиком отдал её делу борьбы за лучшую жизнь. С потерей здоровья борьба не закончилась, она лишь приняла другую форму – форму художественного слова. Страшно представить, какой огромной силой воли обладал этот человек, если он смог написать свой легендарный роман, даже будучи слепым и парализованным!

Неудивительно, что его тяга к жизни прекрасно показана в образах героев его произведения. Судьба Павла Корчагина во много перекликается с судьбой самого Островского, хотя его чувства и переживания подняты в этом герое до крупных художественных обобщений. Большинство событий, происходящих в романе, реальны.

Небольшой городок Шепетовка становится свидетелем конца царской России, революции, начинающейся гражданской войны, а юное поколение Павки и его друзей становится свидетелем скотского отношения власть имущих к народу, свидетелем кровавых еврейских погромов, свидетелем жестокой классовой борьбы. Чем страшнее было увиденное, тем сильнее становилось желание бороться против всего этого. Эти люди были готовы погибнуть в бою, уйти в напряженной работе, но не оказаться снова в этом лживом и поганом мирке капитализма, где царствуют алчность, жадность, разврат и эгоизм. Так сложили свои головы Сережа и Валя Брузжак, Миша Левчуков, Григорий Хороводько – ровесники Павла. Но вместе с тем сила любви к своему народу и своему классу давала им силы для жизни. Благодаря этому молодые люди выстояли не только в годы гражданской войны, но и после войны, во время строительства узкоколейки. Они сумели выдержать это испытание и ударно завершить строительство железной дороги, хоть и ценой своего здоровья.

«Важнейшая особенность книги заключается как раз в том, что она… является своеобразным кодексом новой морали, программой духовного и нравственного богатства большевистской натуры. Героическое по мере накопления житейского опыта приобретает все более многостороннее содержание, революционная целеустремленность – полноту связей с действительностью… Духовный мир пролетарского революционера определяется целеустремленностью характера, героическим энтузиазмом, способностью отдаваться целиком выполнению поставленной задачи, расходовать себя всего – без остатка ради счастья людей. Только такая мера была приемлема для Павла Корчагина и его боевых друзей, только в этом они видели достойное человеческое существование на земле, и этот завет передали будущим поколениям» — писал В.Пискунов в своей статье «Наш современник Павел Корчагин».

Почему роман Островского оказался забыт сегодня? «Разоблачителям тоталитаризма» не нужен человек-альтруист, который будет идти плечом к плечу со своими товарищами, отдавая жизнь за них, невзирая на своё собственное «я». В капиталистическом государстве, где современное общество – это в первую очередь общество потребления, Корчагин оказался не нужен. Ведь Павка не был героем, самоутверждающимся за счёт остальных людей или в стороне от них. Нет, именно коллективизм его и окружающих его людей, их оптимизм, их способность оставаться в трудную минуту не только людьми, но и борцами за справедливость делали его кумиром поколений.

Сейчас человек готов променять слово «Родина» на хоть какой-то багаж своего капитала. Парадокс – чем больше буржуй говорит о патриотизме, тем больше у него ценностей за границей. Один из основателей компартии Германии, Карл Либкнехт, когда-то правильно изложил всю суть современного патриотизма: «Капитал не признает Отечества и при этом он тем менее патриотичен, чем больше заявляет о своем патриотизме».

Капитализм – ловушка для молодёжи, ведь известно, что именно в молодости человек больше всего стремится к переменам в своей жизни. Сейчас молодёжь предельно атомизирована. «Что я могу сделать один», «никому это не нужно», «всё равно ничего не изменится» — об эти вопросы разбиваются любые попытки что-то сделать с жестокой реальностью.

Ради этого были выкинуты из школьной программы и Островский, и Гайдар, и множество других советских писателей, зато появились Солженицыны, Шаламовы, Мандельштамы и прочие «борцы с тоталитарным большевистским государством», в произведениях которых пропагандируются далеко не пролетарские ценности. Ради этого уничтожаются советские памятники, проводится медленная ползучая «десоветизация», ради этого обеляют царизм, белогвардейцев, кулаков, бандитов, звериный капитализм 90-х.

И всё это контрастирует с «победобесием», со спекуляцией буржуазии на победах Советского народа. «Очерни белое, обели черное и повтори это тысячу раз», — этим методом пользуются буржуазные чиновники и их подпевалы. В то же время проблемы современного общества затушёвываются, учение Маркса объявляется «устаревшим», «бездуховным» или «неправильным».

Более того – государство возвращает нас назад, в затхлую поповщину столетней давности, возвращает тех самых ненавидящих науку попов Василиев, к которым у Корчагина с самого детства была жгучая классовая ненависть.

Чему мы можем поучиться у Корчагина? В капиталистическом обществе, в котором мы живём, человеку привили страх к борьбе. Правящий класс олигархов прекрасно представляет, что будет, если трудящиеся массы пойдут в бой подобно Корчагину, которому нечего было терять, кроме своих собственных цепей — и продавливает соответствующую пропаганду.

Чтобы никто даже не мог помыслить, что помимо принципов «каждый сам за себя» и «деньги смысл жизни» существует борьба за совершенное иное общество — социалистическое общество, борьба за освобождение человека от цепей эксплуатации, от цепей реакции, от цепей обывательщины и мелкобуржуазного индивидуализма. Чтобы страшно и чуждо было вообще такое представить.

В интересах капиталистов поскорее забыть и уничтожить наследие таких писателей как Островский, освещавших жизненный путь целого героического поколения, с совершенно иными ценностями и идеалами, концентратом которого и стал Корчагин.

Именно поэтому, не поленитесь найти и прочитать эту прекрасную книгу о настоящем человеке, большевике, который отдал все свои силы борьбе. Корчагин есть доказательство того, что жизнь в человеке никогда не угаснет, если он будет знать, ради чего он живёт. Тогда все жизненные трудности он пройдёт с достоинством, тогда он будет знать, что можно сражаться, даже будучи слепым или парализованным.

Изучай марксизм, объединяйся с товарищами и борись до победного конца, не взирая ни на что. Бери пример с Корчагина.

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её».

О. Пашкин

politsturm.com

Поделиться: