Долгие десятилетия в СССР непременным атрибутом новогоднего праздника, наряду с ёлкой, «Советским шампанским» и салатом оливье, был такой сказочный персонаж как Дед Мороз со своей неизменной спутницей – внучкой Снегурочкой.
И те из нас, кому сейчас 35 лет и старше, хорошо помнят по детским утренникам, новогодним открыткам и разнообразным фильмам типа «Морозко» или «Чародеи», как выглядел этот самый дедушка. В длинной, красной или синей шубе, в шапке и валенках, с огромной белоснежной бородой и мешком подарков за плечами. Грозный, но, в то же время, добрый и справедливый…
* * * * *
Но вот наступили «лихие 90-е», а за ними – «стабильные 2000-е», и нашего родного Дедушку Мороза явно подменили. Вместо шапки появился дурацкий красный колпак с помпоном, куртка вместо шубы, сапоги вместо валенок и т.д. Куда-то исчезла Снегурочка, а главное – изменился образ новогоднего дарителя.
На смену строгому, с величественной осанкой, густым басом и неторопливыми движениями лесному волшебнику пришёл блудливый хихикающий старикашка в очках и колпаке, лазающий по печным трубам – Санта-Клаус.
Очень постаралась в осуществлении этой подмены, произведшей целый переворот в сознании российских детей и взрослых, различного рода реклама – от телевизионных роликов типа «Праздник к нам приходит» до разнообразных открыток, упаковок, этикеток и т.д. Сейчас в каждом захудалом российском магазине накануне Нового года можно встретить сантаклаусовские колпаки, игрушечные оленьи упряжки, специальные носки для прятанья подарков и тому подобные штучки, которые, для обычных советских детей, например, 70-х годов прошлого века, были совершенно неведомы.
* * * * *
Так откуда же появились эти два, фактически противостоящих сегодня друг другу сказочных персонажа – Дед Мороз и Санта-Клаус?
И здесь важны не столько ветхозаветные корни этих образов, сколько их современные воплощения, которые сформировались уже в ХХ веке.
Совсем немного истории.
Итак, Дед Мороз – это восточнославянский (русский) сказочный персонаж на празднике Нового года, имеющий языческие, дохристианские корни. Первоначально это – дух природной стихии, зимнего мороза. Снежная морозная зима в представлении наших предков связывалась с будущим хорошим урожаем.
Достаточно долго Дед Мороз и праздник Нового года с ёлкой и подарками существовали в России отдельно друг от друга. Их объединение произошло лишь во второй половине XIX века, да и то только больше в городах, когда в тогдашней чиновно-интеллигентской среде предпринимались попытки создать этакого русского Санта-Клауса, на манер западноевропейского «рождественского деда».
Однако попытка связать народного языческого персонажа Мороза с религией (Рождество, Николай Угодник и т.п.) не удалась. Атрибутом же новогоднего праздника Дед Мороз стал только в начале ХХ века.
Затем, после Октябрьской революции негативное отношение к религии, празднику Рождества и рождественской ёлке отразилось и на праздновании Нового года. Официально он не отмечался в течение первых 18 лет советской власти, оставаясь лишь семейным праздником. Тогда же «попал под раздачу» и Дедушка Мороз.
И только с декабря 1936 года Новый год стал вновь широко отмечаться по всей стране. В это же время окончательно сложился и современный, так сказать, классический образ Деда Мороза как доброго новогоднего волшебника в сопровождении внучки Снегурочки, а часто и Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке с цифрами наступающего года.
Также огромную роль в формировании нового «советского» образа Деда Мороза сыграли тогдашние фильмы, открытки и различные массовые, в основном, детские мероприятия. Все наверняка помнят такие советские кино- и мульт-шедевры на эту тему как «Морозко», «Снегурочка», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Чародеи», «Дед Мороз и лето», новогодний выпуск «Ну, погоди!» и многое-многое другое.
* * * * *
Санта-Клаус (Santa Claus) – сказочный персонаж в Европе, США и Канаде, который дарит подарки детям на Рождество Христово, отмечающееся в этих странах, кстати, за целую неделю до Нового года – 25 декабря.
Кроме основного имени в некоторых странах его называют также Йоулупукки (Финляндия), Пер-Ноэль (Франция), Пер-Шаланд (Швейцария).
Корни Санта-Клауса растут из христианской религии, его прообразом является святой Николай Чудотворец.
Окончательный же, современный облик этого дарителя рождественских (не новогодних!) подарков сложился, так же как и советского Деда Мороза, только в 30-е годы прошлого века, и, в основном, благодаря… коммерческой рекламе.
В 1931 году американская компания «Кока-кола», собиравшая, понятное дело, наибольшую прибыль в летнюю жару, запустила специальную рекламную кампанию с целью увеличения продаж прохладительных напитков и в зимнее время. Именно так появился этот весёлый старичок, больше похожий уже не на своего христианского «прародителя», а на торговца лимонадом.
Этим же, кстати, объясняется и окончательно утвердившееся тогда же красно-белое «цветовое решение» в костюме Санта-Клауса (вспомните этикетки «Кока-Колы»).
* * * * *
Теперь – памятка о главных внешних отличиях нашего Деда Мороза и «ихнего» Санта-Клауса.
Наш одет в длиннополую шубу разных цветов (красную, белую, синюю, золотистую), подпоясанную кушаком.
Не наш – в красные с белой опушкой штаны и такую же куртку, подпоясанную чёрным ремнём.
На голове у нашего круглая «боярская шапка», у не нашего – красный колпак с белым помпоном.
Наш обут в валенки, на руках – рукавицы, не наш – обут в сапоги, на руках — перчатки.
Наш имеет густую, длинную, окладистую бороду, не наш – подстриженную и часто кудрявую.
Наш ездит на тройке лошадей, не наш – на оленях.
Не наш имеет также такие атрибуты как очки (пенсне), колокольчик и нередко трубку. У нашего ничего такого не наблюдается.
Наконец, наш появляется на людях с внучкой (Снегурочкой), что подразумевает наличие и жены. Не наш же всегда ходит по своим рождественским делам в одиночку.
* * * * *
Ну, а теперь более серьёзно.
Сейчас много говорят о том, что Дед Мороз – это наш, исконно русский персонаж, а Санта – западный, чуждый для нас элемент, от которого надо избавляться как от забравшихся в дом тараканов.
Однако если проанализировать историю складывания этих сказочных символов до их современного состояния, то легко убедиться, что нынешний Дед Мороз – это не столько русский, сколько, в первую очередь, советский символ. А вот Санта-Клаус – символ западного, торгашеского, да ещё с примесью религии, капитализма.
И нынешнее засилье «клаусов», «джингл беллсов», «рождественских распродаж», телевизионных рекламных сюжетов с лазаньем по печным трубам и «звёзд» шоу-бизнеса поголовно в красных шутовских колпаках началось именно с разрушением СССР и системы социализма.
Так что будьте внимательны, и смотрите, ЧТО и КОГО именно под Новый год втюхивают вам и, особенно вашим детям, в магазинах, на праздничных мероприятиях и с экранов телевизоров.
М. Сметанин