Меню Закрыть

«Контрольный выстрел» в образование

«Контрольный выстрел» в образование

То, что режим сегодня вытворяет со школой, вузами (особенно с университетами) – это не преобразование и изменение, а планомерное и безжалостное уничтожение.

Сначала под весьма дружные аплодисменты, в том числе и основательной части педагогического сообщества, ввели Единый государственный экзамен (ЕГЭ), требующий от школьников не усвоения знаний, а тупой и формальной зубрежки. Затем появился 83-й Федеральный закон, снимающий с Правительства большую часть финансовых обязательств по обеспечению работы школ, вузов, больниц… Теперь подготовлен законопроект «О образовании», из которого становится ясно, что бесплатное обучение в аспирантуре уходит в прошлое, а право граждан на получение знаний заменяется возможностью приобретать «образовательные услуги». Иногда эти «услуги» будут субсидироваться государством. Но в целом население будет вынуждено за них платить. Те, кто не смогут позволит себе приобрести много знаний, будут довольствоваться мелочью.

И наблюдая за развитием событий, невольно ловишь себя на мысли, что над нами ставят широкомасштабный и многоуровневый эксперимент, значение и последствия которого выходят за рамки просто образовательной политики. И проект ФГОС явно является чем-то большим, нежели плодом некомпетентности, безграмотности и, прошу прощения, элементарной глупости. ФГОС явно сочинили люди не самого большого ума, но ведь кто-то ему дал ход. Почему этот откровенно чудовищный документ не остановлен на «ближних подступах» к Госдуме? Напротив, там его сбираются принять не в обычном, а в ускоренном порядке.

Поскольку невозможно поверить, что будто российская бюрократия на всех уровнях состоит только из идиотов, приходится сделать вывод о наличии вполне осознанного злого умысла. И дело не сводится исключительно к стремлению понизить уровень образования граждан – эта цель и же вполне эффективно достигается с помощью ЕГЭ. И она недвусмысленно заложен и в Законе «Об образовании», и в проводимой реформе университетов.

У проекта ФГОС собственная, отдельная цель. Он для того, чтобы не только покончить с всеобщим средним образованием, но и надругаться над ним, а заодно и над всеми нами. Продемонстрировать всем, более или менее образованным и грамотным людям, что они – никто, и звать их никак. Что с ними можно сделать всё, что угодно, и они ничему помешать не смогут.

…Проект ФГОС, не отменяет требований ЕГЭ, тем самым, создавая очевидное противоречие между тем, чему учат в школе, и что нужно сдавать на экзамене. И очевидно, что подготовка к ЕГЭ будет осуществляться через частное репетиторство и значительная часть семей просто не сможет этого себе позволить. А поскольку одновременно планируется резкое сокращение сети вузов и бесплатных студенческих мест в них, то логика «реформаторов» становится понятной – основная масса населения будет лишена права на образование.

На работу  нас уже сегодня можно наниматься с 14 лет. И подростки, которым всё равно не светит поступление в университет, будут уже после 7-го или 8-го класса массово покидать школу, где всё равно ничему, кроме физкультуры, не учат. Кем недообразованные ребята смогут работать, и какую зарплату им назначат, догадаться нетрудно. Таким образом, ликвидируется не только массовое высшее образование, но и всеобщее среднее. Возможно инициаторы «реформы» думают тем  самым загнать молодежь в технические колледжи на базовой основе советских ПТУ и техникумов. В самом по себе профессиональном образовании нет ничего дурного. Но массовые капиталовложения в эту сферу, как и разработка современных методик даже не планируются.

Ошибаются и те, кто полагает, будто от «фурсенковских реформ» можно будет упрятать детей в частные школы. Но ФГОС будет распространяться и на частные школы. В противном случае выдаваемые ею. Документы не будут признаваться государством.  И единственная возможность получения качественного образования будет связана с отправкой детей за границу, что, понятно, доступно даже не всем, кто входит в буржуазные слои.

У проводимого у нас эксперимента с образованием есть и другая сторона, можно сказать, всемирно-историческая. Общества с безграмотным и полуграмотным населением вполне могут существовать. И экономика их, пусть и не самым лучшим образом, будет развиваться. Правители очень часто сознательно сдерживали и ограничивали культурный прогресс своих подданных. Но никогда и никому со времен падения Рима еще не удавалось повернуть этот процесс –  в мирное время, без больших войн, варварских нашествий и массовых эпидемий — вспять. Никому еще не удавалось резко сократить в обществе процент образованных людей, сделать грамотное население вновь безграмотным. Уникальная попытка решить эту задачу и предпринимается в России.

И за экспериментом над нами уже внимательно следят. Удастся создать эффективный механизм, позволяющий в сравнительно короткие исторические сроки организовать одичание населения и покончить с достижениями европейского Просвещения, то опыт российского эксперимента несомненно будет востребован и воспроизведен правителями множества государств, включая и западные.

Все это, на первый взгляд, похоже на кошмарный сон или злю шутку. Но принятие ФГОС уже запланировано. И не на 1-е апреля, а гораздо раньше. И по протестам в Интернете ощущается, что люди начинают сознавать весь гнусный смысл «образовательных реформ», что принятие ФГОС и станет «контрольным  выстрелом», который добьет российское не только среднее (да и высшее) образование, но и гражданское общество. Но лишь немногие подписанты в Интернете под «Открытым письмом» призывают к забастовке учителей или иным практическим действиям. Время от времени раздаются проклятия и угрозы в адрес министра Фурсенко и ни одного практического предложения как развернуть кампанию за его отставку. Хуже того, по многим регионам катится одобрямс учительскими, вузовскими коллективами «реформ» Фурсенко. Выходит, еще не у всех в сознании нынешние российские «реформы» ассоциируются с неизбежными неприятностями и бедствиями.

Борис КАГАРЛИЦКИЙ, директор Института глобализации и социальных движений.

 

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.