Меню Закрыть

БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ – БУДУЩЕЕ РОССИИ

БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ –

БУДУЩЕЕ РОССИИ

Президенту РФ Д.А.Медведеву

Председателю Правительства РФ В.В.Путину

Председателю Госдумы РФ Б.В.Грызлову

Министру образования и науки РФ А.А.Фурсенко

 

Обратиться с открытым письмом к Вам нас побудило приближающееся принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. В этом документе очерчиваются общие контуры грандиозного образовательного здания, которое предполагается построить в нашей стране, а также прорисовываются отдельные частные его детали. Бес сидит в мелочах – именно о них мы и хотим сказать.

В стандарте, который должен быть рамочным регулирующим документом, не так много цифр. Но каждая цифра притягивает взор.

4 (четыре) – именно столько обязательных предметов предполагается изучать старшекласснику (Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект).

6 (шесть) – именно столько образовательных областей объединило в себе все привычные для школы предметы, разом получившие статус необязательных (по выбору). В их числе: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география.

1 (один) – именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик. 2 (два) можно выбрать из любой, но одной области. Это означает, что выбрать и русский язык и литературу и при этом еще и алгебру, и геометрию (не говоря уже об информатике) иди и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС.

Факт такой перестройки учебного плана вызывает наше крайнее недоумение. Ни с какой точки зрения государству, если оно заботится о своем будущем, не выгодно:

— объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;

— объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука;

— объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, сознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения.

И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности… Личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт, невозможно формировать (и именно в том возрасте, в котором находятся старшеклассники) без изучения литературы. Любую из целей образования нельзя достичь, если не читать книг, не думать над отраженным в литературе опытом жизни людей. Без глубокого литературного и шире – эстетического – образования не добиться ни умягчения нравов, ни толерантности, ни сознанного отношения к своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности государства в целом,  в стандарте

Мы считаем, что Вы, как руководители страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, должны наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин. Считаем, что необходимо созвать представительное совещание педагогических работников страны всех уровней, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования. Будущее образования – это будущее каждого из нас, наших детей и внуков и России в целом.

 

Учителя школ, гимназий, лицеев: С.Волков, О.Смирнова, Е.Абелюк, А.Прохорова, К.Поливанов, А.Волкова, Н.Пащук (Москва), И.Ежова (С.Петербург).

Доктора, кандидаты наук Л.Сараскина (Институт искусствознания), И.Сурат (Русский ПЕН-Центр), Г.Ребель (Омск), Н.Беляева (Институт содержания и методов обучения), Т.Рыжкова (РГПУ им.Герцена), Т.Базжина и А.Левинзон (Высшая Школа Экономики), Л.Зубова (СПбГУ), Н.Богомолов (МГУ им.Ломоносова), С.Каганович (Новгород), А.Молдован (Институт русского языка), М.Чудакова (Литературный институт), Б.Егоров(Институт истории, С.-Петербург).

Писатели журналисты: А.Савельев, С.Гандлевский, А.Громушкина, Д.Быков, А.Кушнер, С.Шаргунов, Л.Улицкая, М.Бузоева, А.Гиваргизов, А.Кошелев (Москва)…

Вопрос учителю Центра информации № 57 Сергею Волкову: «Какова судьба открытого письма?

— Мы передали это письмо и 23 тысячи подписей под ним в администрацию Президента, в аппарат Правительства, в Госдуму и Совет Федерации, в Министерство образования и науки. Получены, как положено, регистрационные номера, теперь нам должны что-то официально ответить. Интересно, что в одной из этих инстанций (не хочу ее называть, чтобы, зная какие там правила и нравы, не подставлять людей) письмо брать не хотели, поскольку отдел уже закрывался. Но когда сотрудники узнали, что именно мы принесли, они сказали: «Это то самое открытое письмо об образовании? Смотрим по телевизору, очень за вас переживаем…». И приняли письмо…

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.