Меню Закрыть

НЕ НАДО УПРОЩАТЬ СИТУАЦИЮ

Владимир СОБКИН, директор Института социологии

Российской академии образования (РАО), доктор психологических наук:

НЕ НАДО УПРОЩАТЬ СИТУАЦИЮ

— Ответ не может быть простым, однозначным. То, что в детской среде обостряются межнациональные конфликты – не новость. Обострения, открытая фаза конфликтов идут с начала 90-х годов, со смены идеологии семи предыдущих десятилетий на период ценностно-нормативной неопределенности, в котором по законам человеческой психики и социального поведения люди сваливаются на примитивные уровни сознания. Люди жили в стране, где за редким исключением каждый воспринимал себя жителем СССР, советским человеком. И распад СССР, уход национальных республик – это же не просто отделение территорий, это уход людей. И, соответственно, как реакция, — обида самой большой в стране нации на этот уход.

— Но согласитесь, то, о чём вы говорите, от детей, которые сейчас за школьной партой, очень далеко…

— Это близко, настолько близко, что ближе просто некуда. В школе сейчас учатся дети тех самых детей, чей сложнейший подростковый период как раз и совпал с периодом ценностно-нравственной неопределенности в стране. В начале 90-х 14-15 летние ребята со своим возрастными проблемами попал в самое пекло общей чувствительности к национальным вопросам не только меньшинств, но и большинства. Когда распад СССР заложил у государствообразующей нации болезненный комплекс: от нас отвернулись, нас не любят, от нас уходят. Реакция как при разводе, распаде семей. Да, в реальном опыте сегодняшних школьников нет опыта переживания распада СССР, но он есть в родителях и именно они передают своим детям свои переживания, загнанные внутрь обиды.

— Но вряд ли родителям хочется, чтобы их дети оказались на «Манежке»…

— Конечно, не хочется. Но ситуация страха, неуверенности сегодня не только у родителей – состояние всего населения страны эмоционально очень серьезно пошатнулось. Политики начинают жонглировать и играть словами, а в социальном климате превалируют боязнь, угнетенность, невозможность управлять собственной жизнью, пессимизм… И это пострашнее экономического кризиса, поскольку ведет к тупиковой массовой социальной апатии.

Повторюсь. Для нынешних детей, подростков снова, уже в втором поколении наступила ситуация ценностно-нормативной неопределенности. И не надо упрощать ситуацию, что на «Манежку» выходят политически незрелые школьники. Проблема гораздо глубже. Те, то выходят – в основном не очень благополучно устроенные ребята, те, кто не видит своей социальной перспективы. Расслоение общества уже спроецировалось и на детскую среду, в которой проблема «своё-чужое» замкнута не только на национальных отношениях. Есть еще и тема, которая всячески замалчивается, не педалируется, «богач-бедняк». И молодежь вправе  требовать, что для самореализации у всех должны быть равные возможности.

— Могут ли как-то повлиять на ситуацию учителя?

— Надеяться на то, что учитель в школе сформирует сознание вашего ребенка – безответственно. По нашим социологическим исследованиям всего 5 процентов школьников называют учителя как того взрослого, который «для меня авторитетен». На первом месте у ребенка, школьника – родители.

Ко всему прочему, учителю сегодня крайне сложно. Потому что он – тот единственный взрослый, который как представитель государства должен (и не опосредованно через СМИ или Интернет, а, что называется, глаза в глаза каждый день говорить подросткам о сложившейся вокруг реальности. Объяснять (разъяснять), что попранная справедливость не повод для националистической злобы, которую Россия просто не выдержит, что противостояние внутри государства- прямой путь к его распаду.

Беда и в том, что сегодня в помощь учителю, родителям мало что работает. Из-за деформации профессиональной этики на многих телеканалах, по сути, нет ответственности за то, что показывается и как подается: либо уловить направление ветра и услужить, либо лихо дать какой-то момент. Как ведет себя репортер на месте происшествия? Горящие глаза, приподнятое настроение о того, что оказался на острие события. И разве при безответственном восторге, ажитации могут быть «объективными» оценка, анализ события?

Надо принимать во внимание и другое. У нас сейчас выброшенные из нормальной колеи культурного развития дети. И эту моральную запущенность не выправить, просто давая совет, какие, к примеру, читать книги. Если рядом не будет взрослого, с которым эти книги можно обсудить, вместе подумать о себе, о жизни, ничего позитивного не произойдет…

(«Новая газета»)

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.