Меню Закрыть

УСЛЫШИТ ЛИ ВЛАСТЬ?

УСЛЫШИТ ЛИ

ВЛАСТЬ?

Сегодня любому здравомыслящему человеку очевидно, что два десятилетия либеральных рыночных реформ самым пагубным образом сказались на экономическом и социальном развитии нынешней России. Иллюстрация экономического развала – Ивановская область, занимающая по основным экономическим показателям и уровню жизни населения твердое место в последней пятерке регионов. Положение в экономике области не просто сложное и тяжелое (о чем пишет в «Слове Правды» 2 декабря 2010 г. доктор экономических наук профессор Б.Д.Бабаев), а близко к катастрофическому.

Близка к полной остановке производства текстильная отрасль области… Гигантский рост цен на хлопок и пряжу, повышение тарифов на энергоносители, увеличение налогового бремени, уже привели к резкому снижению потребительского спроса на хлопчатобумажные ткани оставшихся ивановских производителей, поставив их на грань полного банкротства.

Практически аналогичная ситуация и в машиностроении. Катастрофическое положение в сельском хозяйстве. Фактически 70 процентов сельскохозяйственных земель выведены из оборота. А пятая часть из них настолько зарастают малолесьем и кустарником, что требуют полной рекультивации.

И совершенно очевидно, что нынешнюю экономическую ситуацию в области бех неординарных мер не исправить. Требуются совершенно новые методы по решению экономических проблем. Как со стороны региональных властей, так и со стороны федерального центра. Нужна четкая федеральная программа по оздоровлению экономики Ивановской области.

И надо согласиться с выдвинутым Б.Д.Бабаевым положением, что необходимо признание «в качестве неоспоримого факта необходимости сочетания рыночных и нерыночных начал в регулировании экономии». Готова ли к этому власть? Сомнительно. Власть, по моему мнению, не готова даже признать тот факт, что в современных условиях никакой рынок, никакая конкуренция, и даже не форма собственности, не являются определяющими  в развитии экономики, технологичеси развитого общества..

Государственно-хозяйственные механизмы регулирования экономических процессов – основа экономического развития. При чем в основе этих механизмов не могут быть методы командно-административного управления. Фактически рыночные методы через систему налогообложения позволяют регулировать количество производимого товара, его качество и даже его цену. И самое интересное, что такие государственные меры регулирования экономики давно используют ведущие развитые  капиталистические государства – США, Япония, ФРГ и ряд других, большинство транснациональных корпораций.

Но для реализации таких механизмов, переход на «разумное сочетание рыночных и нерыночных» механизмов требуется четкое государственно-хозяйственное планирование, своего рода современный «Госплан». И определенным образом такое планирование власти уже вынуждены применять. Это и отдельные стратегии развития отдельных отраслей на федеральном уровне, и стратегии социально-экономического развития на уровне регионов.

К сожалению, стратегия социально-экономического развития Ивановской области, за разработку которой уже потрачены более 16 миллионов  рублей, не только не конкретна и в «лучшем случае» имеет лишь рекомендательный характер, но и не выдерживает никакой критики. Разработанная для ивановского региона стратегия не определяет ни конкретных целей, ни приоритетных отраслей экономики, не устанавливает механизмов достижения результатов и, как следствие, не формирует систему управления. Нельзя не согласиться с Бабаевым по вопросу разработки схемы производительных сил (я бы назвал схемы территориального планирования), которая должна вытекать из стратегии социально-экономического развития области. Без разработки такой четкой Стратегии социально-экономического развития трудно рассчитывать и на поддержку федеральных властей в принятии федеральной Программы экономического оздоровления области.

На мой взгляд, экономическое развитие области возможно только при условии структурных преобразований экономики. Приоритетными отраслями для области могли бы стать производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также глубокая высокотехнологичная лесопереработка, особенно отходов — как от санитарных, так и прочих других рубок для производства биотоплива, а также гранулированного топлива. Потребность в таком топливе в странах Европы очень велика и имеет тенденцию к увеличению.

Можно рассмотреть и вопрос создания рынка внутреннего потребления за счет программы развития села. Совершенно очевидно, что газификация сельских населенных пунктов в ряде случаев не только экономически не выгодна, но и вообще бесперспективна. И можно было бы для таких населенных пунктов вместо затрат по газификации предусмотреть государственную поддержку по установке индивидуальных отопительных систем,  работающих на гранулированном топливе.

В сельском хозяйстве, наверное, целесообразно формирование хозяйств, обеспечивающих как производство, так и переработку сельхозпродукции. На отдельных территориях области и с участием на определенном этапе государственного капитала.

В текстильной отрасли, на мой взгляд, необходимо принять срочные меры по оказанию государственной помощи системообразующим предприятиям и принимать меры по созданию совместных предприятий с участием бизнеса Узбекистана или другой хлопкосеющей страны. Методов для создания таких предприятий при федеральной поддержке может быть несколько. Но для этого требуется политическая воля власти и отказ от формулы, что «рынок решает всё», уходить от зашоренного базарного понимания рыночных отношений. Но в том и сущность нынешней «партии власти» и насаждаемого ею режима, что для них главное не благо страны, а во чтобы то ни стало, любыми способами и методами – вплоть до диктатуры и авторитаризма — удержаться у власти, сохранить свое главенствующее положение. И одна из главных задач всех подлинно патриотических сил – это борьба за дальнейшую демократизацию страны, развитие общественных институтов. Только через развитие  и углубление демократии, включения патриотично настроенной оппозиции  во все формируемые демократические институты. Только таким образом можно сдвинуться в направлении к более кардинальному решению вопросов экономического развития страны, в том числе и Ивановского региона.

Н.В.ЗИМИН, депутат областной Думы (фракция КПРФ).

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.