Меню Закрыть

БОРОТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО СО СЛЕДСТВИЯМИ, НО И С ПРИЧИНАМИ

БОРОТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО

СО СЛЕДСТВИЯМИ, НО И С ПРИЧИНАМИ

Александр Дугин, писатель, политолог: — То, что 11 декабря 2010-го было на Манежной площади Москвы, означает суммарно неудовлетворительную цену последним годам существующего в России политического режима. Как-то сразу стало понятно: делалось не то, говорилось не о том, просмотрели главное. Понятно, признать это невозможно. Приходится изворачиваться. Что не ново, а на сей раз и на порядок менее эффективно: в стране зреют и созрели критические линии раскола – социального, экономического, этнического, мировоззренческого, культурного… А нам рассказывают про разные утопии – «Сколково», «гуманную полицию», чемпионат мира по футболу…

ЛИБЕРАЛЫ, как во власти, так и вне ее, увидели реальное гражданское общество в действии. И ужаснулись, ибо представляли его совсем не таким. Но какое общество, таковы и граждане. Если не обращать внимания на свой народ и оперировать правозащитными, слизанными с западных учебников абстракциями, то всё окончится карикатурой. «Несогласные» по сравнению с «фанатскими фирмами», вышедшими на «Манежку», кажутся дутыми дармоедами, тихо делящими зарубежные гранты. Либералы испускают привычные ламентации о «русском фашизме», которого никогда в истории не было. Но который, если о нем постоянно и непрерывно истерично вопить, вполне возможно будет. Либералы во всём обвинят «экстремистов» и заодно «русский народ».

НАЦИОНАЛИСТЫ попытаются приписать случившееся себе. И им это на самом деле на руку. Но и их анализ будет поддельным, т. к 11 декабря на Манежной собрались отнюдь не носители экстремистских идей, а просто молодые люди. Движимые простыми социальными импульсами, реакцией на вопиющее беззаконие и попрание справедливости, на котором строится современное российское общество. Никакие «националисты» ни малейшего влияния на этот процесс не оказывают. Причин масштаба Манежной они не понимают, к себе критически не относятся. И буду врать, как все остальные.

КАВКАЗЦЫ с удовольствием примут вызов. Вытеснив русских с Северного Кавказа, они в силу своей демографии, культурных кодов и ослабления русского общества активно наступают по всем направлениям. Слабость русских и абсолютное наплевательство на этносоциологические закономерности государства провоцируют их на эти действия. Конечно, они понимают, что рано или поздно столкнутся с сопротивлением. И теперь получают аргумент, почему надо продолжать наступление. Особенно в автономных республиках. Для кавказской этики это не проблема:

КОНСПИРОЛОГИ (сторонники «теории заговора») придерживаются взгляда, что все события на Манежной были «тщательно спланированной операцией». Конспирология тому и служит, чтоб избежать серьезного и сложного анализа происходящего. Конспирология – это симуляция объяснения, которая служит психологической защитой перед лицом тревожного и непонятного мира.

…Если же отвлечься от всех вышеперечисленных позиций, то МЫ УВИДЕЛИ ,11 декабря 2010 года на Манежной площади Москвы общество, которое заявляет о своем принципиальном несогласии с:

* положением в правовой сфере,

* этнической политикой в Москве,

* отношением к русскому большинству,

* социальной несправедливостью, обступающей со всех сторон.

Одним словом, обществу не нравится его нынешнее состояние. Но при этом не знает, чего точно хочет. Но кристально ясно, что не хочет того, что есть. То есть, называя вещи своими именами, это бунт.

Мы увидели общество, которое больше не боится власти. Власть никогда не зиждется только на силе. Она должна иметь моральное основание. Лишив власть легитимности, мы лишим её действенности. Нынешней власти легитимности катастрофически не достает. Она не коммуницирует с народом, не отвечает на его реальные запросы, отделывается виртуальными технологиями. И общество показывает, что больше не намерено принимать это как должное.

Мы увидели новое поколение горожан. Это особое поколение. Оно выросло без опыта Советского Союза, вне советской культуры. Значит, оно не знает ни его положительных, ни его отрицательных сторон. Это поколение намного менее культурно, но и менее послушно. Оно довольно одичалое, но нет никаких признаков того, что в ближайшее время это изменится Оно будет и дальше терять культуру и страх.

Мы увидели, что силовики не знают, чью сторону занять. Для русской молодежи  — они защищают «нелегальных мигрантов»и «репрессивная сила». Для кавказцев они же – воплощение «русского национализма». А сами они (силовики) гибриды из того и другого. Именно это балансирование и делает милицию тем,  чем она является. Наполовину на стороне народа и общества, а наполовину на какой-то своей, полностью оторванной от народа и общества стороне.

В действиях милиции (завтрашней полиции) было наглядно заметно колебание. Они не были уверены, что поступают правильно. Когда в «воронок» заталкивают «несогласных», никакого недоумения нет. Но совершенно неполитизированные обычные, рядовые русские подростки не могут быть их «врагами». Почему же они по разные стороны баррикад?

Звонок с Манежной прозвонил. Но он потонул в поднявшемся шуме заинтересованных сторон. И этот шум заглушает то, что хочет сказать общество. Не гражданское (не надо строить иллюзий), просто общество. Общество, представлять которое взялась русская городская аполитичная молодежь, живущая на стадионах и улицах.

Люди с советским прошлым могут отнестись к происходящему по-разному, но сделать что-то не силах – мешают культура и… страх. И постепенно эту культуру, в том числе интернационалистскую, послушную, осторожную, реформаторы вывели. И осталось общество без культуры. Но осталось же. И теперь говорит с государством на том языке, которым владеет. На языке удара и грубого, незамысловатого лозунга.

И, видимо, так будет и впредь.

Валерий Соловей, доктор философских наук, профессор МГИМО: — Национализм в моем понимании – любовь к своему народу, к своей родине. В России долгое время всем народам, кроме русского, разрешалось проявлять национализм. Теперь русская молодежь показывает, что национализм становится в России массовым, доминирующим настроением. Почему так много русских стали разделять националистические взгляды? Объяснить это при желании нетрудно: политика, проводимая в России последние 20 лет, совершенно очевидно носит антирусский характер. Русские в своей собственной стране оказались в роли угнетенно большинства. Приоритет имеют этнические группы. И очень часто эти группы повязаны с бандитизмом, криминалом, коррупцией. И власть не только ничего не делает, чтобы обуздать преступные, так называемые этнические, группы, но и опирается на них в своей политике. Поэтому можно говорить, что власть сама спровоцировала столкновения на Манежной площади. Она не выполняет свою главную функцию – защиту граждан страны от насилия. Бездействие власти и выводит людей из себя… Молодые люди на Манежной требовали справедливости. И это законное требование.

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии: — Боюсь, что межнациональные отношения в России будут ухудшаться. Слишком много за годы фактического бездействия власти накопилось взаимных претензий. Рост националистических настроений среди русского населения порожден в первую очередь коррупцией чиновников. В моем районе, например, москвичи недовольны, что почти все предприятия бытового обслуживания и торговли принадлежат выходцам с Кавказа. Многие приезжие в Москве ведут себя как хозяева жизни, которым наплевать на законы, что, конечно, не может не вызывать раздражения. В доме, построенном по проекту архитектора Мельникова и являющемся памятником отечественной архитектуры вместо детских кружков, которые там были прежде, устроили ресторан «Бакинский дворик». И какие эмоции это должно вызывать у меня, коренного жителя Москвы? И за всем этим – коррумпированные чиновники.

Бороться надо не только со следствиями, но и с причинами. На мой взгляд, необходимо воссоздать Министерство по делам национальностей, что еще с Кондопоги стало очевидным. Однако чиновники решили, что Минрегионразвития «походя» может справиться с важной и взрывоопасной проблемой межнациональных отношений. Может, есть смысл и в том, чтобы учредить должность уполномоченного по делам национальностей, к которому стекалась бы вся информация о положении дел в этой области. Но только не рассчитывать, что всё само собой рассосётся.

(«Литературная газета»)

Дм.КАРАЛИС, русский писатель (с русско-молдавско-польско-греческо-литовскими корнями): Почему, казалось бы, такая очевидная реалия, как национальность, в многонациональной России находится под негласным запретом? Почему упоминание рядом национальностей рабочего Иванова и олигарха Абрамовича может быть отнесено к уголовно наказуемым деяниям, к статье «Разжигание вражды по национальному признаку»?

Почему может существовать проблема малых народов и не существовать проблема больших народов – например, русского? У русских, на 80 процентов населяющих Россию, нет проблем? У русских все хорошо? Они всем довольны? Нет, конечно. Но говорить и писать об этом не принято. Да и сами русские, едва зайдет речь о национальностях, чувствуют себя чуть ли не… раскольниками. Русские словно стесняются своей русскости.

Существует даже мнение, что публичное, телевизионное, упоминание слова «русский» мигом приведет к ущемлению других народов и станет причиной распада великой страны. Так и видишь картину – лезгины, осетины, коряки, даргинцы, алтайцы, нанайцы, якуты кусают кулаки перед телевизором и шепчут: «Вы посмели назвать себя русскими! Так мы от вас за это убежим!». И если кто-то думает, что русский народ в таком моральном положении способен подняться на великие дела, то ошибается.

Речь не о том, чтобы что-то запретить. Речь о том, чтобы не запрещать русским называть себя русскими. Не бояться этого. Но и русские, если хотят быть русскими, пусть во всем чувствуют себя русскими, будут русскими.

Одно очевидно: пока проблема русского этноса будет усиленно замалчиваться, пока будут исподтишка смеяться над русским самоваром и сапогом, предпочитать видеть на экране не русский танец, а кривляние во французском нижнем белье, не грубоватое лицо сибирского мужика, а тонкую улыбку обладателя смокинга с бабочкой, то и никакому из населяющих Россию народов лучше не станет. Не станет русских – не станет и самой России со всеми ее прочими народами. Я так думаю, так чувствую, так вижу.

Комментарий «ЛГ»: Государство, которое существует сейчас в России, расколото на сверхбогатых и беспросветно бедных. Это государство без внятной идеологии, где правоохранительные силы либо подкуплены преступными кланами, либо просто боятся их. Прибавьте сюда этнические сообщества, которым власти дозволяют то, что не дозволено другим гражданам. Закрывая глаза даже на насилия и убийства. За рамками правового поля, т.е. без защит государства, казалось множество людей, доведенных до отчаяния и при этом лишенных права на  самозащиту. Такое государство обречено на протестные выплески. Порой дикие.

И надо, наконец, понять, что в призыве «Россия – для русских» не ксенофобское отношение к другим этносам, а отчаяние и боль оскорбленного и униженного народа, которому неуютно и даже страшно жить в стране, носящей его имя.

Так что главные зачинщики событий на Манежной и в других городах – власти, не выполняющие своего долга перед народом, не защищающие его, не способнее навести порядок в стране. Порядок, одинаковый для всех.

Чего ж мы хотим? На что надеемся?

 

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.